Этнология

Научные сотрудники

Свечников Сергей Константинович
ведущий научный сотрудник
кандидат исторических наук
e-mail: svechnikov-sk@mail.ru
Молотова Тамара Лаврентьевна
старший научный сотрудник
кандидат исторических наук
e-mail: tlmolotova@mail.ru
Токпулатов Владимир Геннадьевич
старший научный сотрудник
кандидат философских наук
e-mail: vladimir.tokpulatov@ya.ru
Мушкина Наталья Валерьевна
младший научный сотрудник
e-mail: mushkinanatalya@mail.ru

ИСТОРИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Этнографические исследования считались приоритетным направлением научной деятельности со дня основания института. Первые его сотрудники В.А. Мухин, Т.Е. Ефремов, М.Н. Янтемир, Я.А. Эшпай, В.М. Васильев и другие придавали важное значение изучению традиционной культуры марийцев. П.И. Лашманов, сотрудник секции истории и этнографии, разрабатывал проблемы истории развития общинно-родовых отношений в Марийском крае, изучал религиозные верования марийцев, правовое положение женщин в семье. В 1930-х годах институт организовал и провел пять комплексных экспедиций, в ходе которых изучались культурно-бытовые особенности жизни народа, изменения в социальной ориентации населения. С учреждением сектора истории и этнографии (1943) получает развитие историческая этнография. С мая 1946 года в институте стал работать известный чувашский этнограф, историк, профессор Н.В. Никольский, крупный специалист в области истории, культуры народов Среднего Поволжья. В послевоенные годы В.М. Васильев подробно изучил проявления ранних форм религии в быту марийцев. С этой целью он выезжал в экспедицию для сбора этнографических материалов о духовной культуре мари. Благодаря усилиям марийского композитора и музыковеда Я.А. Эшпая развивалось этномузыковедение. Сотрудник сектора искусств К.А. Смирнов проводил сбор материалов о свадебной обрядности горных и луговых мари. Изучением этнической истории и исторических представлений марийцев занимался фольклорист К.А. Четкарев. В 50-х годах ХХ века возросло внимание к изучению древней истории края, проблем этногенеза марийцев. На развитие этнографических исследований в институте оказали влияние старший научный сотрудник Государственного музея этнографии народов СССР Т.А. Крюкова и преподаватель кафедры этнографии МГУ К.И. Козлова. Начиная с 1956 года под руководством К.И. Козловой регулярно стали проводиться комплексные этнографические экспедиции. В 1950–1960-х годах состоялись 13 этнографических экспедиций, одна антропологическая экспедиция Института истории АН Эстонской ССР (руководитель – К. Марк). В 1969 году в институте учреждается сектор археологии и этнографии во главе с Г.А. Архиповым. С 1975 года сектором стал руководить кандидат исторических наук Г.А Сепеев. Активизировалась работа по подготовке высококвалифицированных специалистов. В 70-х годах ХХ века ряды этнографов пополнились выпускниками Казанского (И.Н. Смирнов, В.Д. Шаров), Марийского (Н.С. Попов, Т.Л. Молотова, В.Н. Петров, И.А. Андреев) государственных университетов. В 1986 году в институте был открыт сектор этнографии во главе с Г.А. Сепеевым. Силами этнографов в 1970-х годах было проведено более 20 научных этнографических экспедиций в районы проживания марийцев, а в 1980 – начале 1990-х годов – 36 экспедиций. Расширилась тематика этнографических исследований. Г.А. Сепеев и И.А. Андреев изучали различные аспекты материальной культуры и хозяйственной деятельности мари, Т.Л. Молотова – особенности повседневной, праздничной и ритуальной одежды мари, материалы и технологию изготовления народного костюма. И.Н. Смирнов анализировал свадебный обряд, структуру семьи, внутрисемейные отношения в больших, неразделенных и малых семьях, патронимических группах, В.Д. Шаров – историю соседско-территориальной общины в Марийском крае, выявил особенности функционирования марийских общин во второй половине XIX – начале ХХ века. Н.С. Попов изучал истоки и проявления ранних форм религии мари, историю христианизации в крае и происшедшие вслед за этим перемены в воззрениях народа. В.Н. Петров занимался проблемами духовной культуры мари, на основе контент-анализа рассмотрел возможности использования республиканской прессы в качестве историко-этнографического источника. Марийские этнографы под руководством В.В. Пименова совместно с учеными Института этнографии и антропологии АН СССР в 1985 году провели массовое этностатистическое исследование. Проведенная работа позволила уяснить состояние и перспективы развития марийского этноса, его структуру, определить уровень консолидационных и интеграционных процессов в республике. В октябре 1986 года марийские этнографы и их коллеги, включая сотрудников всего института, приняли активное участие в подготовке и проведении Всесоюзной сессии по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1984-1985 годов. В 1992 году сектор этнографии был преобразован в отдел. Разрабатывались новые, ранее неисследованные темы, касающиеся истории расселения марийцев (Г.А. Сепеев), этнопсихологии народа (Т.Л. Молотова), календарно-праздничной обрядности (О.А. Калинина), религиозно-нравственных традиций, религиозного движения конца ХХ века (Н.С. Попов), роли марийской женщины в семье (Н.Г. Никитина), взаимосвязи человека и природы в декоративно-прикладном искусстве (Г.И. Соловьева). Расширились творческие взаимосвязи с учеными Института этнологии и антропологии РАН, Национального музея им. Т.Е. Евсеева, Государственного музея этнографии народов России, Национального музея Финляндии. Стали проводиться совместные экспедиции с коллегами из Национального музея Финляндии. В 2002 году отдел этнографии переименован в отдел этнологии. В 2000 году в Институте этнологии и антропологии РАН был выпущен коллективный труд этнографов финно-угорских регионов и Москвы «Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты» (серия «Народы и культуры»). В очерке о марийцах, написанном сотрудниками отдела и института, дается характеристика истории традиционного хозяйства, материальной и духовной культуры, обычаев и обрядов марийцев, современного состояния национальной культуры и искусства. Через пять лет после выхода этого издания увидела свет коллективная монография «Марийцы. Историко-этнографические очерки», в которой рассматриваются особенности самобытной хозяйственной, семейно-бытовой, общинной жизни, традиционной духовной культуры марийского народа XIX – начала XX века, раскрываются взаимосвязи компонентов народной культуры с этническим самосознанием, современной национальной культурой. Краткой характеристике традиционной и современной марийской культуры, основных событий в истории народа посвящена книга «Марийцы»/«Марий калык» (2008), подготовленная по инициативе и под руководством венгерского ученого Яноша Пустаи. В 2013 году увидело свет второе издание книги «Марийцы: историко-этнографические очерки». В настоящее время в направлении «Этнология» работают 4 сотрудника – старшие научные сотрудники кандидат исторических наук Т.Л. Молотова, кандидат философских наук В.Г. Токпулатов, младший научный сотрудник Н.В. Мушкина, руководит структурным подразделением кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник С.К. Свечников.

  ВСЕ НАПРАВЛЕНИЯ